5 советов по языку программирования С, которые вы должны знать с самого начала изучения
Если вы слышали о программировании, то слышали про С. Это один из самых старых языков программирования. Одни боятся его, а другие любят. Считается, что С сложный для начинающих программистов. Существует много причин начать учить его, но в данной статье мы привели несколько важных советов, которые помогут вам начать изучать данный язык.
Что такое язык программирования С?
С – это низкоуровневый процедурный язык программирования. C намного ближе к реальному машинному коду, на котором работает ваш компьютер, что делает его невероятно быстрым, но сложным в использовании и способным сломать вашу систему, если вы не будете осторожны!
Также вы можете почитать про 5 функциональных языков программирования, которые подходят для этого лучше всего.
Зачем учиться программировать на С?
Если С настолько сложен, то зачем его учить?
Главный ответ на этот вопрос – С везде.
Почти каждая операционная система написана на С, в том числе и ОС некоторых смартфонов и планшетов. Большое количество микроконтроллеров, будь то дисплей на вашей микроволновой двери или внутренняя телеметрия в автомобиле, запрограммированы на С.
С++, Objective C, C# – все построены непосредственно на С, и Python бы написан на нем.
Хорошее знание С отлично будет смотреться в резюме любого программиста.
Некоторые программисты считают, что изучение С раньше любого другого языка программирования приводит к лучшему пониманию программирования в целом.
Изучение С также даст вам понимание, как работает ваш компьютер. Программисты на С лучше понимают, как код влияет на системы, и в результате им легче изучать другие языки программирования.
1. Изучение основных типов переменных
Данные бывают разных типов и важно знать, с каким типом данных вы будете работать, так как их легко перепутать. К примеру, у нас есть число 5. Оно может быть как целое число (int), так и символом (char).
int number = 5;
Как мы видим, в данном примере мы явно присвоили переменной number тип данных int. Ведь язык С должен знать, с каким типом данных вы будете работать, чтобы все было, как вы задумаете.
Типы данных и то, как они назначаются переменным, является одной из важных частей языка программирования С и знание того, где какой тип данных использовать, является важным навыком в программировании в общем.
2. Изучение операторов
Если С – это первый язык, который вы будете изучать, то, вероятно, вы впервые будете учить операторы. Операторы – это символы, которые сообщают компилятору о выполнении задачи. На пример, простой оператор «+».
answer = number + anotherNumber;
Данная строка кода складывает 2 числа благодаря оператору «+». Однако, не все операторы такие же простые.
Язык программирования С использует множество операторов для арифметики, присваивания и логики, а знание того, что делает тот или иной оператор, поможет вам быстрее освоить основные концепции программирования.
3. Использование стандартных библиотек
С хоть и низкоуровневый, он имеет набор библиотек для помощи в создании программ. Математические операции, локально-специфические данные (такие как символы валют), а также различные типы переменных и макросов определяются в библиотеках.
Вы всегда можете включать в свой код эти библиотеки и использовать их. К примеру:
#include <stdio.h> int main() { printf("Hello, World!"); return 0; }
Данный пример показывает, что С требует включения заголовочного файла «stdio.h» (стандартный ввод/вывод) для простого действия – вывода на консоль фразы «Hello, World!».
4. С не прощает ошибок
Код, написанный на языке программирования C, будет делать именно то, что задумал и написал программист и программа продолжит работать даже если будут выявлены мелкие ошибки в процессе компилирования. Это может не только сломать вашу программу, но и вызвать проблемы для вашей системы.
Хотя это и звучит драматично, но обычно все не так. Вы ведь не собираетесь ломать свой компьютер. Однако, вы можете столкнуться с некоторыми странными ошибками. Вот вам пример:
#include <stdio.h> int main() { int firstNum, secondNum, added, subtracted; printf(“Enter a number:”); scanf(“%d”, &firstNum); printf(“Enter another number:”); scanf(“%d”, &secondNum); added = firstNum + secondNum; //subtracted = firstNum + secondNum; printf(“The added value of %d and %d is %d\n”, firstNum, secondNum, added); printf(“The subtracted value of %d and %d is %d\n”, firstNum, secondNum, subtracted); return 0; }
Данный фрагмент кода выводит запросы на консоль, прежде чем принимать вводимые данные пользователем и сохранять их как целые числа. Программа предназначена для сложения их и вычитания перед тем, как вывести ответы пользователю на консоль. Вероятно, вы уже заметили, что здесь есть ошибка, но программа все равно будет работать, хоть и не правильно.
Так как мы не вычитаем значения в коде, то переменная substracted имеет значение, данное ей при инициализации, то есть 0. Другие языки программирования могут предупредить вас, что вы не дали ей значение, однако, не С.
Этот пример легко отладить, но большинство кодов имеют тысячи строк, а то и более, и С не поможет вам понять, в чем ошибка. Вместо помощи вы получите неправильный ответ и с трудом сможете выяснить, что не так.
5. Отладка – лучший друг
Код может содержать ошибки, которые трудно найти, из-за чего программа будет вести себя не так, как задумал программист. Если не хотите тратить много времени на поиски своих ошибок, то вы должны освоиться с отладкой своего кода.
Отладчик по типу GDB поможет вам с этим. На следующем скриншоте показана работа отладчика на неисправном коде из предыдущего совета.
Обычно программа работает до тех пор, пока не закончиться или не выйдет из строя. Отладчики позволяют разбирать ваш код построчно. На данном скриншоте точки остановки устанавливаются на строках 10 и 13, где может быть проблема.
Затем программа запускается как обычно. Числа вводятся, далее программа останавливается после строки 10. Отладчик делает запрос на вывод значения переменной subtracted, которая показывает число 37. Это потому что мы не присваивали значения данной переменной, поэтому и получили случайное число.
Далее продолжается отладка. Мы повторяем процесс после строки 13 и отображаем переменную subtracted, чтобы выяснить, изменилось ли значение.
Как можно заметить, мы по ошибке закомментировали вычисления и благодаря GDB обнаружили это. Именно по причине необходимости отладки мы рекомендуем научиться пользоваться отладчиком.